Хм, собрал любопытный цикл статей о проблемах и перспективах украинской науки.
Он не очень развлекательный, но весьма познавательный.
Попробую выложить самое, на мой взгляд, ключевое.
А читатели пусть сами решают, вникать или нет.
Для начала, о состоянии Национальной академии наук и ее достижениях:
Национальная академия наук Украины — высшая государственная научная организация Украины, занимающаяся исследованиями в области естественных, гуманитарных, общественных и технических наук. В её структуре — 168 институтов и научных учреждений и 46 организаций опытно-производственной базы, с широчайшим диапазоном исследований: от информатики до физико-технических проблем энергетики, от биохимии, физиологии и молекулярной биологии до литературы и искусствоведения. В теории, со всеми этими 168 институтами, Украина должна иметь крутую научную базу для внедрения инновационной модели экономики. В теории...
Нет, конечно все знают [и что, в самом деле, все знают???] про участие украинских ученых в создании и модернизации оборудования Большого адронного коллайдера, благодаря чему было подтверждено существование Бозона Хиггса (кстати, где имена этих ученых? Причём здесь Семиноженко?).
Также знают про инновационную разработку технологии сварки мягких живых тканей. И про оптический диск на сапфировой подложке, размером 210 MB. И про кристаллы селенида цинка. Много еще чего хорошего было придумано нашими учеными. Но всё это — капля в море, в сравнении с тем, чего можно было бы добиться, не превратись НАН в самый большой в мире дом престарелых...
Подробности о количестве и качестве -
http://hvylya.net/analytics/society/par ... iggsa.htmlДалее, очень едкая статья о кадровых проблемах нашей науки и образования:
Надо признать, что академическая наука в Украине – это социально бесперспективная практика, к тому же финансово неатрактивная и качественно неликвидная. Редкая птица из числа местных самородков долетает до середины полноценного научного исследования. Для небольшого числа молодых людей интересующихся научной деятельностью и имеющих до поступления в ВУЗ возвышенные мифы о «благородности» процесса, выбор, куда стремиться, невелик. Либо, вопреки безжалостной, бессмысленной и беспощадной вузовской системы набраться навыков и «свалить за рубеж»; либо, опять же параллельно или вместо вузовской системы искать работу (предпочтительно в IT секторе) и «зашибать толковые бабки». А так, есть перспектива стать частью социально непривлекательной академической системы, пополняемой маргиналами – лузерами и/или фанатиками. Особенно это чувствуется в среде «молодых ученых» – до 30. Лузеры в том плане, что им трудно позавидовать: если ты работаешь в НИИ, тебе 25-30 и твой доход 1200 — 2000 грн. – сложно назвать тебя успешным человеком по современным меркам даже в Украине. В этом случае у тебя или несколько работ и ты мечешься по халтурам, чтобы обеспечить собственное выживание; или ты родственник сотрудника, занимаешься своими делами и пилишь пол/четверть ставки в НИИ для «трудовой» и «что б стаж шёл».
Внутри системы нет ни малейших стимулов выкладываться в научном процессе – ведь от количества твоих импакт-факторных публикаций – не изменится величина твоего оклада, ни ускорится карьерный рост, не возрастет социальный статус. Это не гарантирует тебе получение государственного финансирования. Ну, даже чёрт с ним, с госфинансированием «хозтем», но безнадегу вселяет слабость «сайнс комъюнити» кооперироваться вокруг реальных смыслов современного научного мейнстрима.
В большинстве государственных ВУЗов их основой являются ещё «комсомольские костяки». Ключевые руководящие позиции (ректоры, проректоры) часто в них занимают люди «со стажем» 50-х и ранее годов рождения, хорошо усвоившие на ранних этапах становления своей карьеры «принципы развитого социализма» в СССР...
Продолжение с делением на категории -
http://hvylya.net/analytics/society/sov ... rstva.htmlАнализ причин такой ситуации и вариантов ее исправления:
Высшее образование и наука (не важно
прикладная она или фундаментальная)
не может существовать и развиваться в
отрыве от промышленности и бизнеса.
Здесь и далее по тексту под «бизнесом»
я имею ввиду настоящий, кокнурентный
бизнес, творящий новые идеи
(«инновации», как сейчас модно
говорить) и генерирующий высокую
добавленную стоимость, а не лоточников,
импортеров китайского ширпотреба и
примитивный «купи-продай» (пусть даже
и с миллионными оборотами), кои на
данный момент составляют основную
массу тех, с кем в Украине у широких
масс ассоциируется понятие «бизнеса».
Какими бы замечательнными и
современными не были образовательные
и научные учереждения, они не могут
эффективно функционировать в вакууме,
будучи замкнутыми на самих себя долгое
время, а это как раз именно то, что мы
наблюдаем в период распада советской
промышленности. И именно развитое
производство и его наличие в стране
первично, а система образования и наука
лишь его зеркальное отражение
(обоснования этого утвреждения я
приведу дальше в тексте). О том, в каком
состоянии сейчас украинская
промышленность в целом и в частности,
и как мы к этому шли 25 лет, пусть
напишут другие. Но факт в том, что
действительно высокотехнологичных и
передовых производств, а тем более
отраслей в Украине практически нет, по
большому счету есть лишь отдельные
предприятия в отдельных сферах,
подходящие под это определение...
Первое и абсолютно необходимое условие для становления конкурентного образования и науки я уже упомянул несколько раз — присутствие в стране наукоемкого бизнеса и высокотехнологичных производств...
Те, кто действительно хочет заниматься наукой, имеет знания и идеи, смогут напрямую предлагать их представителям бизнеса, промышленности. И наоборот, бизнес должен понимать, что сотрудничая с академической наукой, финансируя частные исследовательские проекты на любом уровне (от студенческих кружков до академиков), можно совершенствовать свои процессы и продукцию, получать преимущества над конкурентами. Но самое главное то, что со временем такое сотрудничество породит конкурентную среду в образовательной и академической науке...
Подробности -
http://hvylya.net/analytics/society/ukr ... nosti.htmlИ напоследок, дуновение позитива из ЕС:
...Участь українських вчених у програмі «Горизонт-2020» дає їм можливість вести власні розробки і залучати до них колег з європейських країн, проте не знімає з порядку денного питання фінансування української науки, адже грошей на лабораторії, структурні фонди ця програма не передбачає. А крім того, українським ученим, щоб уповні скористатися цими коштами, потрібно буде вирішити суто українські фінансові проблеми з державою...
Подробности, при чем там вроде как и инновационный малый/средний бизнес приветствуется -
http://www.radiosvoboda.org/a/27237158.htmlИ вот еще о самой программе ЕС -
http://www.increast.eu/ru/1671.php