Основной проблемой стало перепроизводство телефонов в ожидании спроса на них. То есть, в Nokia поставляли в каналы большее число телефонов, чем было нужно рынку – в компании ждали, что Windows Phone начнет продаваться в огромных количествах, и поэтому готовились к всплеску спроса. Как известно, такого всплеска не произошло. Еще до объявления о том, что Windows Phone 7.x не будет обновляться до Windows Phone 8, которое произошло в июне 2012 года, у Nokia намертво встали продажи Lumia в адрес партнеров – операторов, розничных сетей, оптовых компаний. Попытки объяснить это очевидным падением продаж после анонса Windows Phone 8 не выдерживают никакой критики. Так, в финансовом отчете Nokia указывается, что потери компании, связанные с перепроизводством смартфонов или закупкой комплектующих для них, которые оказались не нужны, в третьем квартале 2012 года составили 120 миллионов евро. Кварталом ранее убытки, связанные с неправильным прогнозированием, были еще выше – 220 миллионов евро. Думаю, что числа говорят сами за себя.
В Nokia с молотка продают все активы, которые могут быть проданы. Так, компания даже отказалась от собственной штаб-квартиры Nokia House, хотя недооценить психологический момент тут нельзя. В режиме строжайшей экономии в Nokia не могут позволить себе перепроизводства смартфонов и последующих потерь, если их не купят. Поэтому производство новых моделей Lumia впервые идет исходя не из оценок рынка аналитиками компании (в компании, видимо, считают, что они не могут оценить адекватно спрос, и это правда), а из тех заказов, что размещают партнеры. То есть, исходя из гарантированных заказов операторов и партнеров, которые в первой волне получают новые продукты. Что это значит?
Это означает меньшую представленность в розничных сетях и в операторских салонах связи. Никаких запасов на точках продаж, централизованный склад партнера, который распределяет продукцию по мере продаж. Даже если неожиданно окажется, что этот продукт стал бестселлером, в Nokia не смогут извлечь из этого прибыль. Причина в том, что компания просто не произвела для этого достаточного количества аппаратов.
При объявлении финансовых результатов третьего квартала 2012 года, Стивен Элоп отметил, что в Nokia не ожидают улучшения в продажах смартфонов в конце года – не смогут использовать сезонный фактор. В первую очередь, это связано с пониманием того, что компания просто не произведет достаточного количества телефонов. Это не внешний фактор, который негативен по отношению к Nokia. Это четкое осознание того, что компания самостоятельно сократила объем производства.
На практике это означает, что купить аппарат в любой точке продаж вы не сможете. Например, в России купить Lumia 920 можно в салонах МТС (не во всех), в Связном (также есть не везде), а вот в Евросети модель отсутствует вовсе. Интересно, что если смотреть на продажи в конкретных точках, то они окажутся достаточно неплохими. Но как только вспоминаешь, что поток желающих генерируется со всего рынка в небольшое число магазинов, то все встает на свои места. Из общения с продавцами МТС (РТК), а также Связного вынес достаточно забавное наблюдение – за Lumia 920 люди приходят целенаправленно, продать аппарат на точке случайному покупателю достаточно тяжело.
http://www.mobile-review.com/articles/2012/birulki-198.shtml