
Нефть сегодня остается основным видом топлива в мире, но тенденции последних 10-15 лет свидетельствуют о том, что рано или поздно ситуация измениться. Вместе с тем, как отмечают эксперты, в среднесрочной перспективе равноценную замену "черному золоту" будет найти довольно сложно.
Так, по данным международной нефте- и газодобывающей компании British Petroleum, в 2014 году на нефть пришлось 32,6% общего потребления энергоресурсов в мире.
Вместе с тем, уже не одно десятилетие фиксируется динамика по снижению доли нефти в мировом топливном балансе – в 70-х годах прошлого столетия доля нефти в мировом энергобалансе достигала почти 50%. По прогнозам BP, к 2035 году доли нефти, газа и угля в мировом энергобалансе сравняются и составят примерно по 27%, оставшиеся 19% обеспечат атомная и гидроэнергия, а также возобновляемые источники.
По мнению экспертов, эти прогнозы все же носят условный характер, поскольку есть целый ряд переменных факторов, которые в итоге будут определять дальнейшие перспективы, как для нефти, так и для других энергоресурсов.
"Внедрение тех, или иных источников первичной энергии определяется экономическими (исходя из энергетической рентабельности) и политическими факторами, когда определенным странам навязывается точка зрения относительно того какие виды энергии нужно развивать в первую очередь. Пример – "Парижские соглашения" (соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года). Все будет зависеть о того, по какому пути дальше пойдет мир", – сказал заместитель директора НТЦ "Психея" геннадий Рябцев.
Если сокращение доли нефти и произойдет, то оно, в первую очередь, затронет транспортный сектор, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Доля транспорта, работающего на альтернативных нефти продуктах и видах энергии, будет расти. Очевидно, это ключевой фактор..."
Как известно, сегодня около 70% всей добываемой нефти идет на производство топлива транспорта. И доминирующая роль"черного золота" в этом сегменте, по оценкам BP, сохраниться. К 2030 она составит 89% против 94% в 2011 году, газ и синтетическое топливо из него к 2030 будут иметь долю в 5%, столько же придется на биотопливо, еще 1% – на элетроэнергию, прогнозируют в компании.
Все дело в том, что найти реальную равноценную замену бензину и другим видам топлива, произведенного из нефти, пока не получается. Нефтяное топливо обладает высокой теплотворной способностью, сгорает без остатка, его удобно хранить и перевозить, токсичность самого нефтяного топлива и его продуктов сгорания относительно низка. Пока ни один из других видов топлива не может приблизиться к нефтепродуктам по своим потребительским качествам, поясняют эксперты.
"Возможно (в перспективе) будут переходить на более экономичные двигатели и будут найдены сопоставимые по себестоимости заменители нефтепродуктов – электромобили, водородное топливо", – отмечает Дмитрий Марунич.
По подсчетам сайта HybridCars, количество проданных во всем мире электромобилей и подключаемых гибридов впервые по состоянию на сентябрь 2015 года достигло миллиона единиц. Эту планку электрические автомобили взяли всего за 5 лет. Крупнейшим рынком для электрокаров и подключаемых гибридов остаются США: более 360 000 авто. На втором месте идет Китай с показателем 157 000 машин, на третьем – Япония с показателем 121 000 электрокаров.
Разработкой автомобилей, работающих на электричестве, уже заинтересовались ведущие мировые компании. К примеру, Apple планирует представить свой концепт к 2019 году, заявляя, что их автомобиль будет прямым конкурентом Tesla. Также компания Google ведет разработку своего электромобиля.
А аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что в будущем бензин может заменить литий, из которого производят литий-ионные батареи для электрокаров.
Вместе с тем, пока не будет достигнуто реального научного прорыва в вопросах хранения электроэнергии, ожидать, что электромобили заменят машины с бензиновыми двигателями, не стоит, отмечает Геннадий Рябцев. "Многие говорят, что электромобили наберут обороты в ближайшие годы, но до тех пор, пока не будут внедрены широко технологии хранения электроэнергии, пока не будет прорыва во всех батареях и всем, что с этим связано, я не думаю, что всерьез что-то изменится. А сколько нужно ждать прорыва, пока не ясно", – пояснил он.
Кроме того, при условии низких цен на нефть, у потребителей нет особого стимула покупать электромобили, добавляет Дмитрий Марунич.
Еще одной альтернативой нефтепродуктам могло бы стать топливо из водорода. В частности издание Nature Communications сообщает, что ученые из Технического университета Ильменау (Германия) вплотную приблизились к эффективному производству нового вида топлива путем искусственного фотосинтеза, который позволит выделять из воды водород и использовать его в виде топлива.
Израильские специалисты из Университета города Беер-Шева заявляют, что также придумали альтернативу нефти. Разработанный ими процесс предполагает использование воды и углекислого газа. Технология такова: из воды извлекается водород, который затем смешивают с диоксидом углерода, получаемого из воздуха. Затем смесь помещают в специальный реактор, и в дело вступает содержащийся в нём твёрдый нанокатализатор. На выходе получаются два вида топлива: органическая жидкость и газ.
Подобные исследования проводятся и в США и в других странах, однако пока производство такого топлива остается энергетически нерентабельным, отмечают эксперты.
"Дальше все будет зависеть от того насколько удастся увеличить коэффициенты преобразования энергии, в том числе, при получении водорода. Если, например, холодный термоядерный синтез удастся реализовать, тогда может быть серьезный прорыв, в том числе, и в автомобилестроении, но это не дело близлежащих 5-10 лет", – отмечает Геннадий Рябцев.
Одним словом, все упирается в экономику производства и использования топлива – будь то нефтепродукты, электроэнергия, биотопливо или водород, отмечает независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин.
"Мы можем говорить о том, что наука будет развивать новые варианты топлива для двигателей и будет продвигать существующие – электродвигатели, комбинированные и др. Но все равно экономика будет диктовать и она будет сильнее экологии. И продукты нефтепереработки будут также массово использоваться..."
Нефть также активно используется в химической отрасли. Именно на базе углеводородов (нефти и природного газа) идет производство синтетического каучука, пластмасс, полимеров, минеральных удобрений, высших спиртов, моющих средств и пр.
По мнению экспертов, заменить нефть на другое сырье в этих технологических процессах будет сложно. "Пока каких-то научных прорывов в этой сфере не предвидится. Безусловно, можно некоторые продукты получить из угля, из газа, но нефтехимия будет классической и также будет дальше развиваться", – отмечает Владимир Сапрыкин.
Именно в этом сегменте доля нефти как минимум, сохранится, считает Геннадий Рябцев. "Что касается нефти то вполне вероятно, что у нее сохраниться главным образом ее доля как источника сырья. А роль нефти, как источника энергии для транспорта и других сфер жизнедеятельности будет сокращаться", – сказал он.
Сегодня озвучиваются разные оценки относительно того, сколько еще осталось нефти на планете. К примеру, по оценкам Международного энергетического агентства, при нынешних темпах роста потребления энергии нефти хватит на 40 лет...
Эксперты же отмечают, что сегодня невозможно судить о реальных запасах нефти, которые в перспективе можно будет добыть.
"Есть подтвержденные запасы на определенную дату. Но они могут изменяться в сторону увеличения, когда отдельные месторождения переводят из категории прогнозные ресурсы, в категорию подтвержденные запасы..."
Кроме того, благодаря постоянному развитию технологий бурения растут возможности по добыче ранее недоступных залежей "черного золота"...
И т.д. -
http://segodnya.ua/economics/enews/est- ... 96376.html