Dragon » Вт авг 09, 2011 07:33
Глобальная сеть и кризис культуры: связаны ли эти понятия?
Интернету исполнилось двадцать лет. Точнее, не интернету, а тому, что привыкли называть интернетом большинство обычных людей – системе WWW (World Wide Web).
6 августа 1991 года появился первый веб-сайт в мире. Эту дату вполне можно сравнить по значимости для истории человечества, например, с полетом в космос, первым телефонным звонком Александра Белла или изобретением радио Поповым. Интернет влияет на все сферы нашей жизни.
Глобальная Сеть – это удобное средство связи и коммуникации, хранилище данных, инструмент для предоставления новых возможностей. Про интернет снимают фильмы, Сеть становится причиной для изменения в судьбах людей. Писать о том, что появилось в нашей жизни благодаря интернету, можно бесконечно. Мы же решили сегодня остановиться на культурном, может быть культурологическом аспекте влияния интернета на общество.
Кризис культуры, общественной морали и интернет – связаны ли эти понятия?
Наверняка, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Более того, пытаясь связать эти два явления, сложно определить, что же первично, а именно: стал ли интернет причиной культурного кризиса либо кризис культуры в традиционном понимании этого слова привел к тому, что интернет создает свою культуру?
Возможно, некоторым читателям сентенции, изложенные в статье, покажутся спорными и даже намеренно очерняющими интернет как явление. В этом материале намерено не будут упоминаться преимущества, которые получил человек с появлением современного веба. Об этом и пишут достаточно много, и знают практически все, даже совсем юные школьники. Мы поговорим о кризисе культуры, о проблемах, порожденных вебом. Мы уверены, что, несмотря на то, что ничего инновационного или необычного сказано в этом материале не будет, большинство интернет-пользователей вряд ли задумывались о таких негативных явлениях современного веба, а в особенности об их влиянии на человека.
Скука исчезла.
Писать об интернете и влиянии его на социум невозможно без технической стороны дела. Вначале мы восхищались возможностями современных смартфонов, планшетов, продвинутых технологий связи и скоростям передачи данных. Теперь уже никого не удивляет человек, который пишет в интернет, находясь в поезде или в кафе. Электронные книги, портативные DVD, планшеты с возможностью просмотра видео высокого качества, смартфоны с 3G-подключением – все эти вещи стали привычными для нашего мира. Работодатели счастливы – сотрудника можно найти в любой момент в любом месте. Обычные люди не менее довольны – почитать Twitter или запостить нечто в Facebook можно и в очереди к врачу, и в зале ожиданий аэропорта.
Однако такое многообразие гаджетов, подключенных к интернету, убивает скуку.
"Почему "однако"?", - спросит вдумчивый читатель? Нет, мы не ошиблись, именно однако. Скука необходима думающему человеку, практически каждому Homo sapiens.
Скука, точнее, отсутствие какой-либо информации, поступающей в мозг человека, даже в фоновом режиме, позволяет не только отдохнуть и задуматься над вещами, над которыми человек не думает в режиме постоянного потребления инфопотока.
Скука нужна, чтобы творить, чтобы придумать инновационные, необычные и даже удивительные вещи.
Кроме того, огромный поток информации, потребляемый человеком, убивает его собственное желание формулировать мысли, и, в определенной степени, убивает инициативу. Зачем задумываться и формулировать собственные мысли (а позже и напрягать пальцы для превращения их в цифровую форму), если в интернете всегда можно почитать чужие? Этот эффект наглядно отображается в тенденциях развития социальных сервисов в мире и в Рунете.
Если еще 2-3 года назад особенной популярностью пользовались блоги, то сейчас социальные сети сменили онлайн-дневники. Если блоги требовали хотя бы попытки высказать свою мысль, сформировать ее, то социальные сети предусматривают, скорее, коммуникацию и обмен контентом обычному формату дневника.
Анонимность, безнаказанность и безответственность.
Еще на заре своего развития интернет и анонимность были практически синонимами. Можно было легко и просто зайти в чат или в ICQ, указав практически любой ник и начать общаться с людьми. Внашу эпоху "веб 2.0", как любят говорить юные блогеры, организация анонимности становится все сложнее. Facebook и Twitter распространены во всем мире, пользователи этих социальных сетей предпочитают указывать свои настоящие имена. Если вместо имени у пользователя указан ник, то простой анализ круга общения пользователя позволит довольно просто его вычислить. Если у человека известны имя, фамилия, место рождения, то найти информацию о нем в Сети – дело пары-тройки нажатых клавиш.
Кроме того, распространение кнопок Like от Facebook и " 1" от Google говорит о том, что даже комментарий нелицеприятный теперь оставить не так то и просто – системы "кнопок одобрения" позволят легко увидеть, кто же нажимает эти кнопки.
Таким образом, в наше время пользователи, привыкнувшие к анонимности онлайн, постепенно ее лишаются. Это, совместно с простыми инструментами обновления контента (Twitter, для которого нужен только мобильный телефон), приводит к тому, что пользователи иногда публикуют контент в онлайне, не задумываясь об их последствиях. Студенты пишут о вузах, бывшие наемные сотрудники о работодателях, мужчины и женщины о своих бывших, все – о раздражающем продавце из соседнего магазина или нахамившую официантку. Фраза "что вижу, о том пою" иногда довольно точно описывает содержимое некоторых микроблогов в Twitter. Пишут, не задумываясь о том, что такими публикациями, не несущими смысла или информационной ценности, они увеличивают информационную энтропию в нашем мире, более того, формируют свой портрет как неуравновешенного человека, несдержанного на язык, абсолютно безответственного болтуна.
Живое общение – анахронизм?
Раньше жителей города называли "Детьми каменных джунглей". Современных подростков можно назвать поколением "В контакте", "лайков" и "ретвитов". Интернет предоставляет замечательные возможности общения с огромным количеством людей. Однако при этом Сеть может нивелировать умение реальной коммуникации, точнее, коммуникации в реальной жизни. Неловкие паузы, которые могут возникать в реальном общении, в интернете легко заполняются серфингом или общением с другими людьми. Сложно посадить в одной комнате двадцать людей и разговаривать со всеми ими одновременно, однако двадцать собеседников в Twitter, Facebook или мессенджерах – это не является такой уж огромной цифрой. Во время онлайн-общения не нужно смотреть собеседнику в глаза, а неискреннюю улыбку можно спрятать за смайликом.
Не приведет ли все это к тому, что реальные встречи люди будут считать анахронизмом, или, наоборот, чем-то особенно экстремальным?
Эксперты отмечают, что излишнее увлечение социальными сетями может привести к кризису идентичности, к утрате навыков общения. Ученые называют кризисом идентичности утрату человеком представления о своем месте в обществе и своей самооценке. Психологи определили следующие признаки кризиса идентичности: неадекватность самооценки, потеря перспективы, рост пессимизма, изменение социальной активности, появление бескомпромиссных суждений и социально-агрессивного поведения, повышенный интерес к метафизическим и иррациональным проблемам.
Одновременно с этим врачи пишут о том, что пациенты стали чаще жаловаться на потерю внимания, что стало следствием большого количества времени, проведенного у монитора.
Не все так печально.
Несмотря на то, что мы вытащили на свет проблемы современного веба, интернет – это прекрасно. Это огромные возможности, в том числе для самореализации, это общение без границ, это бесконечная возможность для самообразования.
Только не стоит забывать о том, что мир не ограничивается онлайном, и что за окном браузера и монитора есть интересная жизнь, ради которой стоит "выйти из сумрака".
С internetua.com
Останній дракон
